Мастер-класс «Игры с палочками Кюизенера»
Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
Цель мероприятия.
Познакомить с приемами работы с дидактическим материалом «Цветные счетные палочки Кюизенера».
План проведения мастер-класса:
- Знакомство с цветными счетными палочками:
- Немного истории,
- Цель и задачи использования цветных счетных палочек.
- Практические игры и упражнения с палочками для младших групп, старших групп.
- Заключение:
- Пособия для работы с палочками Кюизенера.
Задачи (чему можно обучить детей):
• познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
• познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
• познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
• осваивать прямой и обратный счет.
• познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
• помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания.
• научить делить целое на части и измерять объекты.
• развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
• развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.).
• развивать логическое мышление, внимание, память.
• воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Описание мастер-класса
Дидактический материал, который придумал математик из Бельгии Кюизенер в 50-е годы ХХ века, известен всему миру. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Эта уникальная методика по изучению чисел проста и очень удобна в работе. Представляет собой брусочки разного цвета и длины. Длина и цвет палочек подчинены единой системе. Например: наименьшая палочка в наборе - белый кубик длиной 1 сантиметр, все розовые палочки длиной два сантиметра, голубые – три, желтые – пять. Существуют и условные классы:
Палочки 2,4,8(розовая, красная, бордовая)– это красная семья, кратная 2.
Палочки 3,6,9(голубая, фиолетовая, синяя)- синяя семья, кратная 3.
Палочки 5,10 (Желтая и оранжевая) - желтая семья, кратная 5.
7- черного цвета.
1- белого цвета и кратна любому числу.
Выделение цвета и длины полосок развивают у детей представления о числе на основе счета и измерения. Выделения цвета и длины помогут освоить сенсорные эталоны (цвет, размер), и способы познания сопоставления предметов по цвету, ширине, длине и высоте. Дети легко начинают ориентироваться в дробях. С помощью палочек ребенку легко объяснить, например, что такое четыре четверти.
В процессе выполнения заданий используются инструкция, пояснения, разъяснения, указания, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.
Для успешной работы с палочками Кюизенера педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:
• поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;
• избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;
• сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.
Палочки можно предлагать детям с трех лет для выполнения наиболее простых упражнений.
В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.
1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.
2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек красного цвета... Постройте дорожку из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку самостоятельно любого цвета.
3. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек по длине.
Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,
Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,
Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
4. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.
5. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по длине.
Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и одинаковой высоты.
Старший возраст.
В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения детей.
Упражнения могут носить комплексный характер, позволяя решать одновременно несколько задач. Желательно в упражнении предусматривать перебор всех возможных вариантов решения задачи: составление "поездов" одинаковой длины из двух, трех, четырех и т.д. "вагонов", измерение одной и той же палочкой-меркой разных палочек, одинаковых палочек разными мерками-палочками, измерение простой и составной меркой (соответственно одной, а затем двумя такими же палочками) и т.д.
Подбор упражнений осуществляется с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе упражнений учитывается их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой упражнений, проводимых с помощью других дидактических средств.
Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Игры с палочками Кюизенера:
1. Игра «Назови число - найди палочку».
Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.
Ход: игры:
Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.
Найдите палочку оозначающее число 2,3,4 до 10.
2. Игра «Цветные коврики»
Цель: углублять знания детей о составе числа из двух меньших; развивать понимание того, что чем больше число, тем больше вариантов разложения; развивать логическое мышление, внимание.
Число 4 (красного цвета)
Цвет: розовый розовый Число: 2 2
Цвет: голубой белый Число: 3 1
Цвет: белый белый белый белый Число: 1 1 1 1
Цвет: голубой белый: Число: 2 2
Дети берут одну какую-либо палочку и составляют ее из нескольких других, в сумме равных длине первой. Каждый «коврик» заканчивается палочкой, состоящей из белых палочек, которая носит название «бахрома». Дети описывают коврик:
Число 4 с «бахромой»
Цвет: белый белый белый белый Число: 1 1 1 1
Цвет: розовый белый белый Числа: 2 1 1
Цвет: голубой белый Числа: 3 1
Можно использовать знаки +, -, =.
Необходимо подвести детей к пониманию того, что, например, для числа 3 имеется только два варианта складывания коврика, а для числа 5 - четыре варианта. И соответственно первый коврик будет меньше, чем второй. Позднее, по мере усвоения материала можно использовать числа от 1 до 10.
3. «Составь число». Цель: знакомить детей с составом числа из двух меньших чисел, из трех меньших.
а) из двух меньших
Число 7:
1 и 6
2 и 5
3 и 4
Б)из трех меньших
1 1 5
1 2 4
1 3 3
2 2 3
2 3 2
4. «Больше - меньше». Цель: приучать употреблять в речи не цвет палочки, а число, которое оно обозначает. Дети убеждаются визуально.
Что больше (меньше)
5 или 4
7 или 8
5 или 9
2 или 8
5. Использование палочек при освоении детьми деления целого на части
Упражнения
- Возьмите палочку "З", разделите ее на три равные части. Сколько белых палочек в числе три? (Три палочки).
- Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? Ответ: трем или одному целому.
Если мы снова под палочку "3" положим 3 белых палочки, то получим опять число три.
- Чему же равно 3/3 части?
- А что больше: 1/3 часть или 2/3 части?
После соответствующего практического действия сравнивается 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговаривается, на сколько одна часть больше (меньше) другой.
6. Конструирование из палочек.
Демонстрация пособий для работы с палочками Кюизенера: показать различные дидактические пособия.
|